Из тех четырех лет, что для Марата Гельмана, галериста
и директора музея современного искусства PERMM, связаны с Прикамьем,
последние шесть месяцев — наособицу, поскольку прошли уже без поддержки
региональной власти. Смена губернатора в крае хоть и не повлекла
за собой резкое сворачивание затеянных под патронажем Олега Чиркунова культурных проектов, но оживила ожидания их противников. Мол, Новичков — уже не министр культуры, Мильграм —
не вице-премьер, когда же с пермского горизонта исчезнет и Гельман?
Между тем, как раз он-то никуда из Перми пока не собирается. С поста
директора центра развития дизайна, да, ушел, но предупредил об этом
давно, а вот расставаться с музеем PERMM — такого пока в планах нет.
О них Марат Александрович рассказал корреспонденту PRM.RU по телефону
из Москвы, где находится сейчас по столичным делам.
Февраль 2009-го — «Евангельский проект»: «Приобщимся к Богу, Олег Анатольевич?»
Что касается музея, я остаюсь.
И воспринимаю это как некое свое обязательство, что надо все довести
до конца, когда станет понятно, что с музеем будет дальше, кто будет
дальше продолжать дело. С фестивалем «Белые ночи», например,
определились: как им руководил Борис Мильграм, так и он и останется.
А доведение музея до момента, когда наступит ясность, что он уже точно
будет существовать независимо от Гельмана, Чиркунова, кого-то еще, — это
моя такая ответственность.
Декабрь 2009-го — Выставка «Ночь в музее»: «Пермяки важны непредубежденностью»
Готов ли я встретиться с губернатором?
Я не хочу ни к чему подталкивать. Например, я уверен, что если бы
личная встреча была через неделю после того, как он стал губернатором,
ничего хорошего из этого бы не вышло. Потому что, если вспомним
то время, у него было намерение человечков красных убрать. Они —
на месте, и значит, ничего страшного, что мы еще не встретились. Есть
вице-губернатор Надежда Кочурова, которой Басаргин
делегировал вопросы культуры, он создал некий коллективный орган
консультативный, и в данном случае я не вижу необходимости именно
подталкивать человека к каким-то решениям. Наоборот, пусть он сначала
выскажет все, проявит свою позицию, тогда можно будет спокойно говорить
и какие-то предъявлять аргументы. Потом — это абсолютно ложная иллюзия,
что какая-то там одна встреча может все поменять. Если б мир так был
устроен, то мы бы только и делали, что встречались. Что же
до утверждений ряда СМИ о моем грядущем увольнении, то сообщаю — никто
меня не увольняет. Губернатора, мягко говоря, некоторые журналисты
неправильно поняли.
Май 2010-го: Выставка «ЯКЩО»: «Чем дышит украинский контемпорари арт»
Если говорить об итогах «пермских» лет...
... они — разные. Например, приобрел компетенцию в новых вопросах.
Сейчас я достаточно органично общаюсь с людьми, которые занимаются
развитием территорий — раньше этого не было, а тут даже заключаю
персональный контракт на соответствующий консалтинг крупной
госкорпорации. Минусы тоже имелись. До своего пермского периода я был
абсолютно такой интернациональный человек, который во всех мировых шоу
либо участвовал, либо, по крайней мере, присутствовал. Но за годы,
связанные с Пермью, как-то от этого отошел. Сейчас вот возобновляю свои
международные как бы связи и контакты.
Июнь 2011-го: Выставка «Большой Кавказ»: «Новый вызов националистам»
Многие сочтут минусом, что я вынужден...
... был закрыть Гельман Галерею, потому что, в общем-то,
финансово получилось так, что все держалось на мне, и без меня она
принесла убытки. То есть я об этом не жалею, и никогда ни о чем не
жалею, но финансовое положение за эти четыре года ухудшилось. Хотя,
с другой стороны, когда закрывал галерею — делал ревизию коллекции:
у меня в коллекции — 800 работ. То есть, даже если я раз в месяц буду
продавать по работе, чего хватит на жизнь трех семей хорошую,
то до полной распродажи все равно не дожить. Да и не являются для меня
деньги мотивом или целью. Самое-то ведь главное, что есть в этих четырех
годах, — конечно, ощущение свершившегося ну чуда — не чуда, но явления!
Ощущение сделанного, созданного некоего настоящего события, да,
изменения. Ведь как бы то ни было, думаю, что изменение в судьбе города
Перми произошло. Сам вот, находясь в Москве, раза по два за день
сравниваю для себя, мол, в Перми — лучше.
Июль 2010-го: «Пилорама»: «Открыли выставку антисталинского плаката»
Записал Юрий Токранов
Фото Алексея Гущина