НЕБАНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
close

00:13:21
Подготовлен закон, сулящий уничтожение особо охраняемым территориям Пермского края

Над Черняевским лесом, да и над другими охраняемыми природными территориями Пермского края, нависла угроза. Как известно, власти Прикамья так и не сумели пробить на федеральном уровне идею изменения статуса Балатовского бора для строительства в нем зоопарка. Но новая попытка будет осуществлена путем принятия регионального закона об ООПТ, считает заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ, доктор географических наук Сергей Бузмаков.

В конце минувшего апреля членам общественного совета при краевом минприроды, комиссии по редким и исчезающим объектам животного и растительного мира, а также ряду руководителей предприятий и организаций был разослан законопроект «Об особо охраняемых природных территориях Пермского края». Специалистам предлагалось изучить данный документ, разработанный в правительстве по постановлению Законодательного собрания, на предмет оценки так называемого регулирующего воздействия.

Получил копию и профессор Бузмаков, а к 12 мая, крайнему сроку для отправки своего экспертного мнения в министерство природных ресурсов региона, вынес личный вердикт: «Подготовлен закон по уничтожению особо охраняемых природных территорий Прикамья». По мнению Сергея Алексеевича, проект, который губернатор Виктор Басаргин намерен представить на утверждение Заксобранию, «абсолютно антиэкологический», а частью еще и безграмотный. Так, в пункте 1 статьи 16 упоминается то, что не может существовать в принципе: природная достопримечательность искусственного происхождения.

Главная же угроза существующему статус-кво заключается, считает ученый-эколог, в появлении на страницах официального документа словосочетания «ликвидация ООПТ». И если в концепции закона (по существу, в техническом задании на разработку) это понятие упоминается всего один раз, что можно отнести к случайной чиновничьей описке, то в готовом виде он стал попросту опасен для природы. И одновременно – очень выгоден для заинтересованных коммерческих структур. Ведь теперь целая третья глава законопроекта называется «Порядок создания, реорганизации, ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, изменения режима их особой охраны».

Внутри самой главы – статьи, конечно, не прописывающие буквально, как превратить Черняевский лес в стройплощадку, но регламентирующие порядок таких метаморфоз. Причем инициировать их смогут не только органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и некоммерческие организации, а даже рядовые граждане. Поводом же для подобных предложений могут стать, если говорить коротко и прямо, например, такие обстоятельства: 1) что-то раз и навсегда испортили люди; 2) часть леса засохла; 3) редкие животные и растения куда-то делись; ну, и далее на усмотрение потенциального выгодоприобретателя.

Впрочем, процитируем подпункт 1 пункта 4 статьи 11 главы 3: «Необратимым разрушением природного комплекса признается замещение входящих в него природных объектов на антропогенные или природно-антропогенные с нарушением рельефа и гидрологических характеристик и (или) полным уничтожением почвенно-растительного покрова». На практике это может выглядеть так: несколько пьяных бульдозеристов под покровом ночи покатались на своей технике по ООПТ, их потом, конечно, покарают по всей строгости, да только особо охраняемой природной территории окажется нанесен невозобновимый ущерб.

«Кстати, в законопроекте, – удивляется Сергей Бузмаков, – нет ни одной статьи, предусматривающей ответственность за ущерб ООПТ и меры по восстановлению нарушенных экосистем. Зато вводятся какие-то странные структуры, которые и станут решать судьбы особо охраняемых природных территорий – некие экспертные комиссии, создание и деятельность которых будут регламентировать краевые и местные власти. Между тем, в федеральном законе об ООПТ понятие их ликвидации отсутствует как таковое, а стало быть, его появление в региональных нормативных документах – необоснованно, хотя авторы законопроекта и ссылаются на №33-ФЗ». 

Добавим, что в 2003 году группа депутатов Государственной Думы РФ выступала с предложением внесения поправок в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В частности, хотели добавить следующую норму: «Реорганизация, ликвидация и изменение границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон производится в том же порядке, что и их образование, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом». Но даже таких изменений №33-ФЗ не получил.

Просмотров: 964 | Добавил: Юрий_Токранов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar